. Несмотря на неопределенность ситуации в Сирии, Москва имеет целый ряд ресурсов для сохранения своего присутствия в стране. Такое мнение выразили эксперты в рамках круглого стола о причинах и возможных последствиях обострения ситуации в Сирии, который прошел в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня».
Карты на руках Москвы
"Не будем забывать о том, что Россия остается одним из экономических партнеров Сирии, особенно это касается сирийского импорта — мы входим в пятерку ведущих стран в этом отношении", – напомнил в рамках круглого стола научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Кроме того, Россия осуществляет в Сирии целый ряд инвестиционных проектов, страны связывают длительные и устойчивые гуманитарные связи — все это и сеть «набор карт», которыми располагает Москва, считает эксперт.
Российское военное присутствие
О будущем российских военных баз на территории Сирии, по мнению Кортунова, пока говорить трудно. Однако, если исходить из позиций новых властей в Дамаске, разрывать все связи с Москвой не в их интересах.
«Это необходимо сохранять, в том числе, для сохранения баланса. Уже говорилось о зависимости новых властей от Турции, думаю, новые лидеры хотели бы сделать этот поводок, который ведет в Анкару, длиннее. И здесь поддержание контактов и ограниченное сотрудничество с Москвой было бы уместно», – считает он.
Заместитель заведующего базовой кафедрой Института востоковедения РАН, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов в свою очередь также называет вопрос российского военного присутствия «подвешенным».
«Им Россия нужна в той или иной степени как одна из тех стран, на присутствии которой можно балансировать в разговорах с другими игроками, в том числе с Турцией и США. Но это очень временная и шаткая основа», – поясняет он свою мысль.
Многосторонние форматы
"Многосторонние форматы в нынешних условиях видятся значимыми, и если не перспективными, то наиболее полезными в целях не только содействия урегулированию ситуации в Сирии и снижению общих издержек, которые Россия сейчас несет в Сирии, но и в целом для налаживания более обстоятельного диалога с другими государствами", – убежден Лукьянов.
По приоритету работы на сирийском треке в многостороннем формате эксперты сходятся. По мнению Кортунова, в данном случае Москва вероятнее всего будет выстраивать диалог, работать во взаимодействии с другими державами.
«Не исключено какое-то взаимодействие Москвы с ее партнерами из числа ведущих стран Глобального Юга, странами мирового большинства – я уверен, сейчас идут консультации с КНР, возможно с Индией, другими партнерами. Хотелось бы надеется, что российско-сирийские отношения пройдут и через это испытание тоже», – говорит Кортунов.
27 ноября движение «Хайят Тахрир аш-Шам»* и ряд других оппозиционных группировок начали наступление на правительственные силы Сирии. В течение полутора недель им удалось установить контроль над ключевыми районами и крупными городами страны. 8 декабря представители вооруженной оппозиции захватили гостелевидение в Дамаске и заявили в эфире, что установили контроль над страной. Сирийский премьер Мухаммед Гази аль-Джаляли заявил, что он с несколькими министрами остается в стране и установил контакт с руководством вооруженной оппозиции.
В МИД России сообщили, что президент Сирии Башар Асад после переговоров с рядом участников конфликта принял решение уйти со своего поста и покинул страну, дав указание мирно передать власть. При этом уточняется, что Москва в переговорах не участвовала.
Россия рассчитывает на стабилизацию обстановки в Сирии для скорейшего выхода ситуации в законное русло, заявлял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, разговоры о сохранении военного присутствия России в Сирии преждевременны.
Спасибо, что читаете наши новости! Не забудьте подписаться на Телеграмм-канал!
Ваш комментарий будет первым