Оглавление
- Развитие голоса и дикции у взрослых
- Как развить речь и дикцию
- Упражнения
- Скороговорки
- Как развить голос
- Упражнения
- Тренировка вокала
- Постановка хорошей интонации
- Развитие голоса и дикции для детей
Развитие голоса и дикции у взрослых
Умение владеть голосом добавляет человеку уверенности в себе. Люди, умеющие красиво говорить, быстрее находят работу, заводят нужные знакомства и пользуются популярностью в социуме. Обладать поставленной речью может каждый, главное — регулярно работать над дикцией и постановкой голоса.
Профессионалы, «работающие» голосом, сравнивают голосовой аппарат с мышцами, которые нуждаются в укреплении и проработке. С научной точки зрения, голосовой аппарат — сложный комплекс органов и систем, состоящий из трех основных частей:
- 1. — легкие, дыхательные пути (бронхи, трахея), диафрагма. Здесь же принимают участие мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы.
- 2. — внешние и внутренние мышцы (истинные и ложные голосовые связки).
- 3. — часть трахеи и крупные бронхи (грудной резонатор), ротовая полость и носоглотка (головной резонатор).
Для постановки голоса и улучшения качества речи проводится работа над всеми составляющими голосового аппарата. Специально для этой цели есть прикладная наука — постановка голоса. Она состоит из упражнений на улучшение дикции, речи и развитие силы, красоты голоса.
Как развить речь и дикцию
Красивый голос проигрывает на фоне плохой дикции, поэтому над ней нужно работать в первую очередь. Как утверждают филологи, русский язык отличается «ленивой» артикуляцией, что делает его сложным не только в изучении иностранцами, но и в использовании носителями. Объясняется это тем, что многие слова в нашем языке произносятся не так, как пишутся, имеют много парных согласных и шипящих, а в просторечии активно применяются различные сокращения : «ваще», «щас», «здрасьте» и т. д. Все это приводит к проглатыванию окончаний, отсутствию произношения некоторых букв, слабой артикуляции «р» и другим неудобным для слушателей и оратора нюансам.
Прежде, чем приступать к совершенствованию дикции, нужно проверить артикуляцию с помощью следующих способов:
- 1.1. Записать себя на диктофон, прослушать материал и выделить проблемные моменты.
- 2.2. Произнести гласные, глядя на себя в зеркало, чтобы проверить правильное движение губ.
- 3.3. Свернуть язык трубочкой. Если не получается, то это говорит о плохой подвижности языка и слабых мышцах.
После выявления «слабых мест» можно перейти к действиям: выполнять специальные упражнения или работать со скороговорками. Тренировать дикцию нужно ежедневно, выделяя на занятия не менее 10 минут в день.
Упражнения
Перед упражнениями нужно сделать небольшую разминку:
- 5-7 раз высунуть язык как можно дальше и вернуть его обратно максимально глубоко;
- По 10 раз коснуться кончиком языка правой и левой щеки изнутри;
- Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против;
- Вытянуть губы в трубочку на 3-5 сек., затем растянуть губы в улыбке на 3-5 сек.
После разминки можно приступить к тренировке дикции.
Произнести без голоса глухие согласные, активно «взрывая» их:
- 1.П! Пь! П! Пь! …
- 2.К! Кь! К! Кь! …
- 3.Т! Ть! Т! Ть! …
Далее нужно подключить гласные и произнести следующие наборы букв:
- 1.Пу! По! Па! Пэ! Пи! Пы! Пя! Пе! Пё! Пю!
- 2.Ку! Ко! Ка! Кэ! Ки! Кы! Кя! Ке! Кё! Кю!
- 3.Ту! То! Та! Тэ! Ти! Ты! Тя! Те! Тё! Тю!
Четко произнести пары слов: «жир — ширь», «жар — шар», «жить — шить», «жабка — шапка», «жутко — шутка».
Четко произнести пары слов: «зуб — суп», «взор — сор», «зев — сев», «зеленый — соленый», «Зойка — сойка».
Четко произнести пары слов: «Геша — Кеша», «год — кот», «гость — кость», «гол — кол», «гнут — кнут».
Четко произнести пары слов: «бал — упал», «бар — пар», «браво — право», «боли — поле», «борт — порт», «бел — пел».
Четко произнести пары слов: «улица — лиса», «цапля — сабля», «цок — сок», «цирк — сыр», «цель — сель».
Сжать крепко зубами карандаш, неочищенный грецкий орех или пробку от вина и произнести 10-15 фраз. Также подойдет любое стихотворение классика или простой текст. Важно стараться произносить слова четко и выразительно.
Произнести наборы букв, активно взрывая их:
- 1.Птка! Птко! Птку! Пткэ! Птки! Пткы!
- 2.Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгэ! Бдги! Бдгы!
- 3.Кпта! Кпто! Кпту! Кптэ! Кпти! Кпты!
- 4.Гбда! Гбдо! Гбду! Гбдэ! Гбди! Гбды!
- 5.Тпка! Тпко! Тпку! Тпкэ! Тпки! Тпкы!
- 6.Дбга! Дбго! Дбгу! Дбгэ! Дбги! Дбгы!
Также можно потренироваться на сочетаниях:
- Вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
- Бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
- Гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра;
- Стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
- Кца-пца, кцы-пцы, кце-пце, кцо-пцо, кцу-пцу.
Скороговорки
Скороговорки — известный и действенный метод, который помогает улучшить речь, пополнить словарный запас и развить память. Во время тренировки рекомендуется использовать скороговорки на проработку всех звуков и букв, делая упор на те, которые избавляют от проблем в произношении.
- Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.
- Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
- Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- На дворе — трава, на траве — дрова.
- У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Вначале нужно прочесть скороговорку медленно и четко, проговаривая каждую букву. Затем постепенно ускорять темп и работать с интонацией, например, произнеся скороговорку с восклицанием или представляя, что задаете вопрос.
Как развить голос
Для красивого голоса нужно много работать над его раскрытием, тембром и правильным дыханием. Способы постановки зависят от цели. Если хочется научиться петь, нужно учиться правильному диафрагмальному дыханию и развивать музыкальный слух. Для будущих ораторов и дикторов следует работать над правильным балансом мышц всего тела, а тем, кто хочет озвучивать фильмы — учиться пользоваться интонацией, варьировать громкость голоса и высоту тона. Независимо от выбранной задачи, каждый освоенный навык будет полезен, поэтому специалисты рекомендуют прорабатывать все, что связано с постановкой голоса:
- Раскрытие и включение грудного и головного резонатора;
- Тренировка голосовых связок;
- Умение правильно брать дыхание и держать опору;
- Умение регулировать громкость голоса без напряжений в мышцах.
Достичь всего этого можно с помощью регулярного выполнения упражнений.
Упражнения
Перед упражнениями нужно расслабить мышцы всего тела, полежав несколько минут. Далее можно приступить к техникам «разработки» голоса и раскрытию резонаторов:
- 1.. Встать перед зеркалом. Протяжно произнести «кью», вытягивая губы трубочкой. Затем произнести «икс», широко улыбаясь.
- 2.. Расслабить мышцы лица, челюсти и шеи. Выполнить плавные повороты головой, сопровождая их вдохом. После наклонить голову вбок и глубоко зевнуть, мягко растягивая рот на максимум. Затем наклонить голову вперед и опять глубоко зевнуть.
- 3.Чтобы включить головной регистр, без напряжения в челюсти, языке и гортани крикнуть долгое «Хэй». Далее лечь на спину и свободно крикнуть «Эй». После перевернуться на живот, прикоснуться руками ко лбу, сделать несколько выдохов и крикнуть «Эй». Важно почувствовать напряжение в задней части шеи и челюсти.
- 1.. Расслабить мышцы шеи и плечевого пояса. Представьте, что нужно задуть свечу, которая находится на расстоянии 0,5 м от вас. Сделайте глубокий выдох, вытягивая губы трубочкой.
- 2.. Встать ровно, ноги на ширине плеч, спина прямая. Глубоко вдохните через нос и выдохните, произнося звук «Ха». Важно тянуть гласную столько, сколько позволяет дыхание.
- 3.. Громко и энергично провести обратный отсчет с 10 на одном дыхании. Чтобы хватило воздуха, перекрывайте дыхание на паузах между словами.
- 4. . Принять любую удобную позу, закрыть глаза и расслабить мышцы. Затем глубоко вдохните через нос, наблюдая, чтобы грудь оставалась на месте. После чего, очень медленно выдохните, неподконтрольно втягивая живот.
- 1.. Глубоко выдохните, затем сделайте вдох и на выдохе громко произносите «Ммии – Мммэ – Ммма – Мммо – Ммму – Мммы».
- 2.. Точно так же, как и в первом упражнении, пропойте на выдохе гласные «и», «э», «а», «о», «у». Можно пропеть каждую букву отдельно до момента, пока не закончится воздух.
- 3.. Произносите гласные, как описано в предыдущем упражнении, постукивая по груди кулаками.
- 4.. Произнесите протяжное «Р». После повторите слова, растягивая букву «Р»: ромашка, тигр, грамм, графин, рыба, крокодил, рок, рык, рев.
Также научиться правильно дышать помогут соответствующие практики из йоги и техники с распевкой мантры «Ом».
Тренировка вокала
Для тренировки вокала понадобится музыкальный инструмент для правильной распевки. Если нет возможности заниматься под фортепиано, можно найти в интернете записанные гаммы или тематические видео.
Техники для тренировки вокала и музыкального слуха:
- 1. Нужно начинать с комфортного диапазона, последовательно добираясь до самых низких и самых высоких нот. На низких тональностях, можно пропевать гласную «А», на высоких — «И».
- 2. «лю», «мю» и «ю» в диапазоне октавы, добираясь до низких и высоких нот.
- 3.. На выдохе, не открывая рта, промычать букву «м». Сделать 3 подхода, постепенно переходя на повышение и более длительное мычание.
- 4.. Одну руку разместить на груди, другую положить на лоб. Шея и лицо расслаблены, губы и зубы разомкнуты. На выдохе протягивать гласную «У», начиная с нижней границы голоса, постепенно поднимаясь наверх.
- 5. в комфортном диапазоне, четко проговаривая все слова, расставляя нужные музыкальные акценты.
Для тренировки достаточно 10-15 минут. Во время выполнения упражнений спина должна быть ровной. От правильного положения тела зависит звучание голоса.
Постановка хорошей интонации
Вместе с качеством голоса нужно научиться правильной интонации — манере произношения и звуковому выражению мыслей. Монотонная или быстрая речь не привлекает внимания и утомляет слушателя, поэтому умение верно расставить акценты в заготовленной речи и грамотно использовать свой качественный голос — один из важных навыков спикера. Правильная интонация и тон речи помогут не просто передать информацию слушателю, а завлечь его и дать ему мотивацию проанализировать и воспринять ее.
Всего существует около 100 видов интонации. Ежедневно в просторечии люди используют следующие:
- — спокойное произношение речи;
- — повышение голоса в начале предложения и понижение в конце;
- — повышение голоса происходит в конце предложения.
Кроме основных, человеку, желающему воздействовать на аудиторию голосом, нужно также освоить перечислительную, звательную, просительную, утвердительную, пригласительную и другие 5 интонаций из классификации ученого и исследователя русского языка Всеволодского-Генгросса. Вместе с этим нужно учиться:
- Передавать голосом определенные эмоции;
- Ставить паузы в местах, где нужно привлечь особое внимание слушателя;
- Правильно ставить интонационные ударения.
Также для каждого случая следует подбирать тон голоса. Если необходимо сообщить о важных и официальных вещах, оратор должен говорить твердо, уверенно, громко и строго. Для расположения и неформального общения используется тон друга, для которого характерен мягкий, располагающий и добрый голос. Чтобы выглядеть в глазах других уверенным и опытным человеком, говорите тоном старца с мягкой интонацией без особой эмоциональной окраски, а для повествования глобально важных мыслей — тоном мудреца, перейдя на тяжелый, низкий и тихий голос, ставя паузы после каждого важного слова.
- 1.Прочтите фразу, используя разные интонации. Это поможет понять возможности вашего голоса.
- 2.Записывайте себя на диктофон и слушайте свой голос, выделяя сильные и слабые места в речи.
- 3.Читайте больше книг, особенно художественных произведений. Отыгрываете диалоги вслух и по ролям.
- 4.Учитесь жестикулировать и работать со знаками препинания.
- 5.Работайте над своей самооценкой, чтобы увереннее держаться перед аудиторией.
- 1.Произнесите последовательности гласных звуков, воспроизводя удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом: «У?↑ У — У↓У», «О?↑А — А↓О» «А?↑Э — Э↓А».
- 2.Произнесите наборы гласных букв, представляя, что это полноценное предложение. Ударение ставьте на заглавную букву: уОуауэуиуы? (вопрос) — уОуауэуиуы! (ответ), уоуАуэуиуы? (вопрос) — уоуАуэуиуы! (ответ).
- 3.Произнесите междометие «о» с разной интонацией: удивление, радость, испуг, грусть. После представьте, что вам нужно ответить на вопрос «да», используя разные эмоции: восторженно, безразлично, иронично, категорично, задумчиво, скорбно, спокойно, вопросительно.
- 4.Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов, изменяя силу голоса: «ма-ма-ма-ма», «та-та-та-та», «ба-бо-бу-бы».
- 5.Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове. Например: ВЫ мне утром звонили? (Я), Вы МНЕ утром звонили? (Вам), Вы мне УТРОМ звонили (Нет, вечером), Вы мне утром ЗВОНИЛИ? (Да, звонил).
Также поставить интонацию поможет чтение скороговорок с выражением и выполнение техник на развитие музыкального слуха.
Развитие голоса и дикции для детей
У детей освоение правильной речи в дошкольном возрасте является основным условием нормального психофизического воспитания, развития личности и формирования самооценки. Проблемы с голосом у ребенка могут появиться из-за неуверенности в себе, постоянного подражания родителям и неправильного воспитания, когда дома разговаривают на повышенных тонах или ограничивают «голосовые» возможности ребенка, заставляя разговаривать его тихо и не мешать другим членам семьи. Причины плохой дикции могут быть следующими:
- Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата;
- Гиперактивность, отсутствие самоконтроля, неустойчивость внимания;
- Нарушение звукопроизношения и звукослоговой структуры слов.
Работа над голосом у детей происходит так же, как и у взрослых. Важно научить ребенка правильно брать дыхание, расставлять логичные акценты в речи, прорабатывать его неуверенность в себе и нечеткое произношение слов. Способы для развития правильных речевых навыков у детей:
- 1.: гимнастика для губ, языка, на расслабление лицевых и челюстных мышц.
- 2.: чтение на скорость, с определенной интонацией или громкостью голоса.
- 3. на развитие навыка изменения силы голоса. Ребенок представляет, что он спускается с горы вниз и считает до десяти, начиная громко и постепенно понижая голос до шепота. Затем нужно сказать ребенку, что нужно подняться назад в гору снова со счетом, начиная с шепота и постепенно повышая голос.
- 4. на развитие навыка регулирования темпа речи. Стоя, ребенок разводит руки в стороны и покачивает ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук «у». Затем по сигналу взрослого быстро опускает руки вниз и, присев, коротко говорит «у».
- 5. на улучшение дикции и артикуляции. Сказать ребенку, что ему нужно забить гвоздь, сопровождая удары молотком звуками «гбде», «гбду», «гбда», «гбды», «гбдж».
Чтобы занятия были эффективными, нужно проводить их ежедневно, уделяя по 10-15 минут в день. Предпочтительно использовать формат увлекательной игры. Также не нужно забывать хвалить и отмечать достижения ребенка.
Спасибо, что читаете наши новости! Не забудьте подписаться на Телеграмм-канал!
Ваш комментарий будет первым